К оглавлению журнала |
УДК 378 |
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В ОБЛАСТИ НЕФТЕГАЗОВОЙ ЛИТОЛОГИИ В ГАНГ им. И.М.Губкина
А.Н.Дмитриевский (ИПНГ РАН), В.Г.Кузнеиов (ГАНГ им. И.М.Губкина)
Общепризнано, что возникновение науки об осадочных породах связано прежде всего с потребностями нефтяной промышленности (Пустовалов Л.В., 1940; Швецов М.С., 1958; [2]). По мере развития и закономерного перерастания преимущественно описательной петрографии осадочных пород в учение об осадочных породах литология превращалась в самостоятельную и достаточно разностороннюю науку со своими специфическими проблемами, теоретической базой и крупными теоретическими обобщениями. При этом прикладные аспекты никогда не исчезали из сферы интересов литологии. Более того, возросшее в последние годы значение литологических проблем в геологии нефти и газа привело к становлению специфического направления в литологии, а именно — нефтегазовой литологии. Это наглядно проявилось в серии публикаций монографического и учебного характера как в нашей стране, так и за рубежом (Дмитриевский А.Н., Кузнецов В.Г., 1993; Кузнецов В.Г., 1995; [3, 5]). Соответствующая спецификация была введена в государственный реестр специальностей.
Наряду с подготовкой дипломированных специалистов возросла потребность в специалистах высшей квалификации — кандидатах и докторах наук. Определенный опыт подготовки кандидатов наук в области нефтегазовой литологии через аспирантуру накоплен на кафедре литологии и системных исследований литосферы Государственной академии нефти и газа им. И.М.Губкина.
Одна из важных задач аспирантуры — подготовка эрудированных специалистов, способных ставить важные научные задачи, разрабатывать оптимальный план их реализации, планировать и осуществлять необходимый цикл экспериментальных работ и в итоге — давать аргументированное решение поставленных задач. Для этого выпускник аспирантуры должен обладать широким кругозором как в области общей методологии научных исследований, так и в своей специальности.
Решение этой основной задачи осуществляется путем органического сочетания обучения и выполнения научных исследований по конкретным проблемам.
Цикл обучения может и должен быть многоуровенным. Этот важный принцип системного подхода был успешно апробирован в вузовской подготовке студентов-литологов. Его методология, опыт и результаты обсуждались в печати и на международных научных форумах, в частности на 29-й сессии Международного геологического конгресса в Киото (Япония, 1992 г.), 57-й Конференции Европейской ассоциации геологов и инженеров-нефтяников в Глазго (Великобритания, 1995 г.) (Дмитриевский А.Н., 1982; Дмитриевский А.Н., Кузнецов В.Г., 1993; [4]).
Этот принцип реализуется и при обучении в аспирантуре при кафедре литологии и системных исследований литосферы.
Первый базовый уровень аспирантской подготовки включает основные дисциплины, установленные общегосударственными образовательными стандартами.
Во-первых, это методолого-мировоззренческое образование
— изучение основ философии.Во-вторых, культурный гражданин и специалист высокой квалификации немыслим ныне без знания иностранного языка, овладение которым или, точнее, совершенствование знания которого включено в обязательную программу обучения в аспирантуре.
В-третьих, естественным требованием этого базового блока является глубокое и широкое знание своей специальности. Реализация этого требования осуществляется сдачей экзамена по базовому курсу литологии по общегосударственной программе с небольшими добавлениями, индивидуализированными для каждого аспиранта.
Второй блок, второй уровень
— это дисциплины общенаучного плана, изучаемые по выбору в зависимости от интереса аспиранта и специфики его будущей работы. Это дисциплины математического, экономического и психолого-педагогического циклов, включающих такие курсы, как педагогика, психология, основы математического моделирования, основы экономической теории и менеджмента.Наконец, третий уровень
— это более узкая специализация по отдельным и особенно новым направлениям науки, в системе которой соискатель ученой степени определяет свою дальнейшую творческую деятельность. Исходя из сложившихся направлений научной работы на кафедре и научных школ, тенденций развития современной науки предлагается ряд основных направлений дополнительного образования:1. Системно-литологические исследования — методология и практика.
2. Секвентная стратиграфия и структура осадочных образований.
3. Литология и фации карбонатных отложений.
4. Литология природных резервуаров нефти и газа.
5. Компьютерные технологии в литологических исследованиях, в том числе при моделировании природных резервуаров.
Выбор этих направлений ни в коем случае не исключает изучения и других разделов науки. Данный выбор отражает лишь первый этап коренной модернизации обучения в аспирантуре при кафедре в порядке реализации положения Закона Российской Федерации "Об образовании", где четко сказано, что "...содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно" (ст. 14, п. 5), и развития политики ГАНГ им. И.М.Губкина по "...переходу к гибким, многовариантным планам, позволяющим индивидуализировать обучение, ...укрепить статус академии как ведущего учебно-научного центра в области нефтегазового образования" [1, с. 16].
Введение узких специальных дисциплин предопределяет и особую методику их изучения, включающую четыре основных момента:
1) разработку программы;
2) самостоятельность изучения;
3) регулярные и квалифицированные консультации и собеседования;
4) итоговый контроль.
Программа каждого курса разрабатывается ведущим специалистом кафедры по этому направлению совместно с научным руководителем аспиранта. После рассмотрения на заседании методического семинара кафедры она утверждается заведующим кафедрой и один экземпляр выдается аспиранту. Важной особенностью программы является то, что она включает проблемные вопросы, не детализируя их, не превращая, таким образом, обучение в аспирантуре в школярство. Вторая важная черта — достаточно широкий список изучаемой литературы: от "старой", далеко не всегда устаревшей литературы до новейших публикаций. Наконец, практически обязательно чтение зарубежной литературы на языке оригинала.
Главной формой подготовки является самостоятельная работа с литературой при регулярных консультациях руководителя и ведущих ученых кафедры. По отдельным вопросам проводятся специальные проблемные лекции и лабораторные занятия. Последнее касается прежде всего работы с компьютерами и освоения программных продуктов.
Итоговый контроль заключается в сдаче соответствующего экзамена, принимаемого комиссией во главе с заведующим кафедрой или реже его заместителем.
Конечно, основная задача аспирантуры — проведение научных исследований, подготовка на их основе диссертации и ее защита. Как и любая научная работа, диссертация является производством "штучным", каждая из них посвящена решению отдельной научной задачи, выполняется на конкретном материале, по своим методикам. Для успешной же работы над диссертацией и необходима рассмотренная общенаучная и специальная подготовка. Анализ самих диссертаций, их тематики и методов исследований выходит за рамки настоящего сообщения.
Литература
1.
Владимиров А.И. Подготовка научных и инженерных кадров нефтегазовых отраслей промышленности России // Докл. на научно-технической конференции "Актуальные проблемы состояния и развития нефтегазового комплекса России", посвященный 70-летию первого выпуска российских инженеров-нефтяников. — М.: ГАНГ, 1994.2.
Селли Р.К. Введение в седиментологию — М.: Недра, 1981.3. Bjoriykke R.Sedimentology and Petroleum Geology. — Berlin - Heidelberg: Springer Verlag, 1989.
4. Dmitrievsky A., Kuznetsov V. About training petroleum lithologists in the USSR. 29-th International Geological Congress. Abstracts. - Kyoto. - 1992. - Vol. 3.- P. 993.
5. Zimmerle W. Petroleum Sedimentology. — Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1995.
А.Н. Дмитриевский, В.Г. Кузнецов,
1998